Коляда
праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5—6
января. Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и
начинает разгораться зимнее солнце.
В словаре А.Стрижева
«Народный календарь» можно прочитать: «Когда-то Коляду воспринимали не как
ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали,
зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища,
учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение
Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался
славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние
празднества веселые ватаги молодежи».
Коляда —
солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также
персонаж праздников, сходный с Овсенем.
Накануне
Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали
хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и
гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в
последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды,
изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения,
ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество. Поедая
обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо
жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно
нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами.
|